RPG Maker — это серия программ, предназначенных для создания компьютерных игр жанра JRPG (японских ролевых игр). В основном, программы этой серии выходили на японском языке, однако последнее время начали появляться и локализованные версии. Помимо официальных локализаций широко распространены неавторизованные (т. н. любительские) переводы RPG Maker 95, RPG Maker 2000 и RPG Maker 2003 на различные языки: английский, русский, немецкий, испанский.
Процесс создания игры на RPG Maker предельно прост для новичков, но в то же время гибок для профессиональных разработчиков. У каждого проекта существует база данных, уже по умолчанию заполненная различными данными, организованными в виде некоторого количества массивов:
атрибуты управляемых игроком персонажей (внешний вид, характеристики, снаряжение),
навыки персонажей (специальные техники, магия),
атрибуты вражеских персонажей (внешний вид, характеристики, атаки),
состояния персонажей и их влияние на персонажей (яд, сон, шок),
внутриигровые предметы (квестовые предметы, лечебные предметы, снаряжение),
анимации (эффекты или заставки, применяющиеся в игре),
чипсеты (также — тайлсеты, графика для карт и игровых фонов),
системные настройки проекта.Взаимодействие игрока с игровым миром организуется посредством игровых событий (ивентов; от англ. event — событие). События представляют собой области игрового пространства, которым назначаются наборы команд, изменяющих игровую обстановку при срабатывании при определенных условиях: перемещающих персонажей и внутриигровые предметы, изменяющих атрибуты персонажей (характеристики, навыки, снаряжение), модифицирующих игровую среду (погоду в игровом мире), вызывающих специальные игровые экраны (битва, магазин, гостиница, лицо персонажа), меняющих цвет экрана, фоновую музыку, выводящих текст и др. Доступно также сценарное программирование игры посредством встроенной системы переменных, циклов и условий. Это позволяет сделать игру более технологичной, к примеру, созданием оригинальной боевой системы или системы меню вместо стандартных.